ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ.

Общая продолжительность курса – 12  (14) часов, форма итогового контроля – зачет.

Тема I. Родительство: основные характеристики  и формы организации психологической помощи родителям.
1. Определение понятия «родительство», мотивы воспитания и родительства.
2. Обзор различных форм организации психологической помощи родителям, их специфика, сравнительный анализ  достоинств и недостатков. 
3. Материнство и отцовство: разница подходов и ожиданий.

Тема II.   Специфика психологической работы с родителем на разных этапах развития ребенка:
1. Работа с родителями в области перинатальной психологии.
2. Психологическая работа с родителями детей раннего возраста.
3. Психологическая работа с родителями детей дошкольного возраста.
4. Психологическая работа с родителями детей младшего школьного возраста.
5. Психологическая работа с родителями подростков.

Тема III. Работа с детско-родительскими отношениями в рамках ненормативных кризисов семьи:
1. Работа с детско-родительскими отношениями при разводе и в неполных семьях.
2. Работа с детско-родительскими отношениями при усыновлении приемных детей
3. Психологическая работа с родителями детей, больных психосоматическими и хроническими соматическими заболеваниями.
4. Психологическая работа с родителями детей, страдающих  зависимостями. Представления о созависимости и работа с ней.   
5. Работа с родителями детей, пострадавших от семейного насилия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

К теме I
УЧЕБНАЯ
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2004.
Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия, 2005.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М.: Академия, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х тт. М.: Эксмо-пресс, 1999.
Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии. М. – Воронеж, 2003.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

К  темам II – III
УЧЕБНАЯ
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2004.
Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия, 2005.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х тт. М.: Эксмо-пресс, 1999.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Айхингер А., Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии,  в детском саду и школе. М.: Генезис, 2005.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.
Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2007.
Винникот Д.В.Разговор с родителями. М.: Класс, 2007.
Грюнвальд Б.Б., Гарольд В.В. Консультирование семьи. М.: Когито-центр, 2004.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Экмо-пресс, 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс: психосоматические и соматические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2006.
Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2006.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь,  2000.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
Работа с родителями. Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками. Под ред. Циантиса Дж., Ботиуса С.Б., Xоллерфос Б., Xорн Э., Тишлер Л. М.:Когито-Центр, 2006.
Системная семейная психотерапия: классика и современность. Под ред. Черникова А.В. М.: Класс, 2005.
Фримен Д. Техники семейной терапии. СПб.: Питер, 2001.
Черников А.В. Системная семейная психотерапия: интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2005.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
Эшнер Л., Майерсон М. Когда родители любят слишком сильно. М.: Добрая книга, 2002.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.

1. Мотивы воспитания и родительства.
2. Формы организации психологической помощи родителям. 
3. Специфика психологической работы с родителем на разных этапах развития ребенка.
4. Работа с родителями в области перинатальной психологии.
5. Психологическая работа с родителями детей раннего возраста.
6. Психологическая работа с родителями детей дошкольного возраста.
7. Психологическая работа с родителями детей младшего школьного возраста.
8. Психологическая работа с родителями подростков.
9. Работа с детско-родительскими отношениями при разводе.
10. Работа с детско-родительскими отношениями при усыновлении приемных детей
11. Психологическая работа с родителями детей, больных психосоматическими и хроническими соматическими заболеваниями.
12. Психологическая работа с родителями детей с зависимостями.
13. Представления о созависимости, помощь психолога при работе с ней.   

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ.

1. Психологическая готовность к материнству.
2. Изменение представлений об отцовстве в современном обществе.
3. Динамика супружеских отношений в период беременности.
4. Изменения  взаимоотношений в семье после рождения ребенка.
5. Проблемы автономизации подростков от  семьи и синдром «опустевшего гнезда».
6. Специфические сложности во взаимоотношениях  родителей со взрослыми детьми.
7. Особенности и специфические трудности воспитания детей в межнациональных браках.
8. Психологические особенности бездетных семей.
9. Психологические особенности взаимодействия с детьми от разных браков супругов.
10. Психологические особенности  воспитания «поздних» детей.
11. Кризис в семье после потери ребенка.
12. Психологические особенности  взаимоотношений в семье с детьми с ограниченными возможностями.

ТЕМЫ ДЛЯ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.

1. Личностные изменения родителей, связанные с появлением ребенка.
2. Проблемы насилия в семье
3. Влияние родительских установок и стилей воспитания на развитие личности ребенка.
4. Развитие самосознания и «Я-концепции» в подростковом возрасте.
5. Тревожность: генезис и психологические условия ее преодоления.
6. Психологический анализ проблем суицида в подростковом возрасте.
7. Особенности представлений о смерти в подростковом возрасте.
8. Развитие  представлений о временной перспективе в детском и подростковом возрасте.
9. Специфика психологических защитных механизмов в детском и подростковом возрасте.