Перечень вопросов для контрольных и самостоятельных работ и к экзамену по всему курсу.

1. Назовите предмет, задачи и методы возрастной психологии
2. История развития возрастной психологии как науки.
3. Возрастная психология в XIX веке
4. Возрастная психология XX века.
5. Детство как социально-исторический феномен.
6. Стратегии исследования психического развития.
7. Основные методы психологии развития.
8. Сущность психологического понятия возраста и возрастных психологических изменений.
9. Проблема биологического и социального в развитии психики.
10. Биогенетические теории развития.
11. Представления о развитии психики в бихевиоризме.
12. Эпигенетические теории развития.
13. Когнитивные теории развития.
14. Трактовка развития психики в психоанализе.
15. Понятия роста и развития в возрастной психологии. Типы развития.
16. Учение Ж.Пиаже о развитии интеллекта.
17. Стадии интеллектуального развития (по Пиаже)
18. Понятие зоны "ближайшего развития". Учение Л.С.Выготского.
19. Детство в концепции Д.Б.Эльконина.
20. Раскройте понятия "ведущая деятельности", "новообразования возраста", "социальная ситуация развития".
21. Типы ведущей деятельности
22. Роль обучения в развитии психики.
23. Роль общения в психическом развитии ребенка (М.И.Лисина).
24. Сравните основные стадии развития, выделяемые в разных теориях психологии.
25. Проблема возрастной периодизации.
26. Кризисы и стабильные периоды развития. Определение и отношения между понятиями.
27. Особенности пренатального развития.
28. Кризис новорожденности.
29. Ведущий тип деятельности и новообразования в младенчестве.
30. Моторное развитие в младенчестве.
31. Развитие познавательной деятельности в младенческом возрасте.
32. Развитие двигательной активности младенцев.
33. Роль общения в младенческом возрасте.
34. Психическое развитие в раннем детстве.
35. Кризис трех лет.
36. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
37. Перечислите основные особенности развития мышления и речи в дошкольном возрасте.
38. Развитие личностной сферы дошкольника.
39. Дайте характеристику возрастных особенностей шестилетнего ребенка.
40. Понятие "школьной зрелости" в разных теориях.
41. В чем связь обучения и умственного развития.
42. Новообразования в развитии младшего школьника.
43. Кризис семи лет.
44. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
45. Развитие познавательной сферы младшего школьника.
46. Особенности общения и личностного развития младшего школьника.
47. Развитие познавательной сферы подростка.
48. Общение подростка.
49. Новообразования подросткового возраста.
50. Кризис подросткового возраста.
51. Юношество. Новообразования и ведущая деятельность.
52. Развитие личностной сферы в юношеском возрасте.
53. Развитие познавательной сферы в юношеском возрасте.
54. Психологические особенности зрелого возраста.
55. Кризисы зрелого возраста.
56. Психологические особенности позднего возраста.
57. Развитие психических функций в онтогенезе.
58. Интеллектуальный и визуальный реализм в детских рисунках.
59. Методы и методики диагностики особенностей развития.
60. Аномальное развитие. Критерии диагностики, особенности развития.
61. Тестирование интеллекта.
62. Особенности проведения психологической работы с детьми разного возраста.
63. Консультирование и психотерапия для взрослых.
64. Исследования развития восприятия.
65. Исследования развития памяти
66. Исследования развития мышления.
67. Исследования креативности.
68. Исследования индивидуальных особенностей и качеств личности.

Учебно-методическое обеспечение курса (литература).

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов.- 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001.
2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте.М.: Просвещение, 1968, 464 с.
3. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1963.
5. Выготский Л.С. (1983). История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т. Т. 3, с.145
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 500 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114-123
8. Выготский Л.С. (1984а). Детская психология. Ч.2.Вопросы детской (возрастной) психологии // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. – М: Педагогика. Т 4
9. Выготский Л.С. (1984б). Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. – М: Педагогика. Т.4.
10. Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления  // Вопросы психологии. 1966. №4.
11. Гальперин П.Я. Психология: 4 лекции. М., 2000
12. Дж. Баттерворт, М. Харрис. Принципы психологии развития  /  Пер. с англ. – М.: Когнито-Центр, 2000.– 350 с.
13. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско - юношеских конфликтов // Вопросы психологии. 1995. № 3.
14. Карабанова О.Ю. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. -320 с.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Сфера,, 2001.
16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., Изд-во МГУ, 1972
17. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948, с 4-15
18. Лисина М. И. О механизмах смены ведущих деятельностей у детей в первые семь лет жизни  // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976, с 5-8.
19. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965. 293 с.
20. Психология развития и возрастная психология: Тесты: Учеб.пособие для студентов вузов / Е.В. Гурова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 174 с.
21. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития.- М.: Тривола, 1994.
22. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. 328 с.
23. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-21