ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Тема I. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения.
1. Определение и функции семьи.
2. Гармоничные и дисгармоничные семьи. Дисфункциональные типы семей.
3. Семья как целостная система.
4. Ролевая структура семьи, понятие семейной иерархии.
5. Сплоченность и границы семьи.
6. Семейные правила.
7. Стадии жизненного цикла семьи.
Тема II. Супружеские отношения.
Тема III. Детско-родительские отношения.
1. Мотивы воспитания и родительства.
2. Стили общения и взаимодействия с ребенком.
3. Сиблинговая позиция как фактор развития личности ребенка.
4. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии личности ребенка.
Тема IV. Представления о расширенной семейной системе.
1. Общественно-исторический аспект взаимоотношений между старшим и младшим поколением;
2. Личные отношения между старшим и младшими поколениями;
3. Понятие и механизмы наследования «семейной истории». Представления о семейных «мифах».
Тема V. Стили семейных коммуникаций.
1. Общие представления о структуре межличностной коммуникации в семье.
2. Анализ коммуникаций в транзактном анализе.
3. Стили семейных коммуникаций по В. Сатир.
4. Парадоксальная коммуникация: концепция «двойной связи».
5. «Замаскированная коммуникация»: мистификация.
6. Представления о семейных коалициях и циркулярных взаимодействиях в структурной семейной терапии.
7. Коммуникативные функции симптоматического поведения в семье в стратегической семейной терапии.
Тема VI. Ненормативные семейные кризисы.
1. Супружеская измена.
2. Развод и жизнь в неполной семье.
3. Семейное насилие.
4. Представления о созависимости в семье и ее негативных последствиях.
5. Утрата в семье.
ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА. 22 (25) часа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
УЧЕБНАЯ
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2004.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М.: Академия, 2004.
Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии. М. – Воронеж, 2003.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.
Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2007.
Винникот Д.В.Разговор с родителями. М.: Класс, 2007.
Витакер К. Бамберри В. Танцы с семьей. М.: Класс, 1999.
Грюнвальд Б.Б., Гарольд В.В. Консультирование семьи. М.: Когито-центр, 2004.
Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2007.
Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2006.
Норвуд Р. Женщины, которые любят слишком сильно. М.: Добрая книга, 2003.
Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2001.
Системная семейная психотерапия: классика и современность. Под ред. Черникова А.В. М.: Класс, 2005.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х тт. М.: Эксмо-пресс, 1999.
Теория семейных систем Мюррея Боуэна /под ред. Бейкер К., Варги А.Я. М.: Когито-Центр, 2005.
Фримен Д. Техники семейной терапии. СПб.: Питер, 2001.
Черников А.В. Системная семейная психотерапия: интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2005.
Эшнер Л., Майерсон М. Когда родители любят слишком сильно. М.: Добрая книга, 2002.
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ. Зачет.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.
1. Определение и функции семьи.
2. Основные характеристики семьи.
3. Характеристика супружеских отношений.
4. Понятие гармоничных и дисгармоничных семей.
5. Дисфункциональные типы семей.
6. Ролевая структура семьи, понятие семейной иерархии.
7. Сплоченность и границы семьи.
8. Семейные правила.
9. Стадии жизненного цикла семьи.
10. Общая характеристика детско-родительских отношений.
11. Мотивы воспитания и родительства.
12. Стили общения и взаимодействия с ребенком.
13. Влияние сиблинговой позиции на развитие личности ребенка.
14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии личности ребенка.
15. Проблемы во взаимоотношениях расширенной и нуклеарной семьи.
16. Общественно-исторический аспект взаимоотношений между старшим и младшим поколением.
17. Понятие и механизмы наследования «семейной истории» в системной семейной терапии.
18. Представления о «родительском программировании» в транзактном анализе.
19. Представления о семейных «мифах».
20. Общая характеристика структуры межличностной коммуникации в семье.
21. Анализ коммуникаций в транзактном анализе.
22. Стили семейных коммуникаций по В. Сатир.
23. Парадоксальная и «замаскированная коммуникация».
24. Представления о семейных коалициях и циркулярных взаимодействиях по С. Минухину.
25. Коммуникативные функции симптоматического поведения в семье.
26. Семейные стабилизаторы.
27. Обзор ненормативных семейных кризисов, их влияние на семейную систему.
28. Супружеская измена.
29. Развод и жизнь в неполной семье.
30. Представления о созависимости в семье и ее негативных последствиях.
31. Переживание утраты в семье.
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ.
1. Взаимосвязь степени удовлетворенности браком и представлений партнеров о ролевых функциях семьи.
2. Специфика ролевой структуры семьи в современном обществе.
3. Динамика супружеских отношений в период беременности.
4. Психологические особенности основных кризисных периодов семьи и возможности их психологической коррекции.
5. Особенности взаимодействия нуклеарной и расширенной семьи в российском обществе.
6. Изменения взаимоотношений в семье после рождения ребенка.
7. Проблема конфликтов в семье.
8. Особенности и специфические трудности межнациональных браков.
9. Психологические особенности браков с большой разницей в возрасте у супругов.
10. Изменения мировосприятия супругов при вступлении в брак в раннем возрасте.
11. Психологические особенности бездетных семей.
12. Психологические особенности взаимодействия с детьми от разных браков супругов.
13. Психологические особенности воспитания «поздних» детей.
14. Кризис в семье после потери ребенка.
15. Психологические особенности взаимоотношений в семье с детьми с ограниченными возможностями.
16. Особенности переживания развода членами семьи.