0. На зачет надо приходить подготовленными. Спрашиваются не очень сложные вещи, но без подготовки приходить просто бессмысленно – Вы только зря потратите время.
1. Для того, чтобы сразу не проверять заведомо неготовых, перед зачетом я задам каждому один простой (предварительный) вопрос. Список предварительных вопросов с ответами дан ниже. Вопросы самые элементарные, да и ответы даны, и занимает это всего две страницы. Я считаю, что те, кто готовился к зачету, на эти вопросы ответы должны знать. Изучите их, - это важно, незнание ответа на какой-либо из этих вопросов автоматически означает пересдачу. Отнеситесь к этому очень серьезно. Учтите: в список предварительных отобрано небольшое число очень принципиальных вопросов. Незнание ответа на какой-либо из них означает большие пробелы в подготовке. Такие люди уходят с зачета сразу. При подготовке первым делом изучите ответы на предварительные вопросы, а перед зачетом – еще раз повторите.
2. Сам зачет письменный (я не могу прослушать всех устно). Вам будет предложен индивидуальный вариант из 6 вопросов (основные вопросы), на которые надо дать свой письменный ответ. Список основных вопросов дан ниже: они разбиты на 6 групп, из каждой группы будет один вопрос.
3. Каждый из 6 Ваших ответов оценивается максимум в 10 баллов. (Это означает, что за неполный ответ или ответ с ошибками Вы получите меньше 10). Отрицательные баллы не выставляются даже в случае заведомо неправильных ответов.
4. Те, кто ответил на предварительный вопрос и набрал по сумме ответов 40 баллов, получают зачет.
5. Для подготовки к зачету надо пользоваться лекциями и той литературой, которую я присылаю. Я не могу рассказать за 6 пар семестровый курс, - поэтому кое-что Вы читаете самостоятельно. Отнеситесь к этому серьезно.
6. Первые 10 минут на зачете можно пользоваться любыми рукописными (написанными Вашим почерком!) материалами. После 10 минут все конспекты должны быть закрыты. Бывает так, что все помнишь, но что-то, мелочь какую-то, забыл. Ее можно посмотреть за 10 минут. Если человек “в целом” готов, то дальше он напишет работу самостоятельно.
7. Примерный объем ответа, который я ожидаю на каждый вопрос: один абзац текста. Учтите два обстоятельства: во-первых, про каждый из основных вопросов написать можно вообще-то очень и очень много. И в предлагаемых учебниках часто написано несколько страниц. Но от Вас на зачете этого не требуется. Вы должны кратко изложить самое главное. Во-вторых, ваш ответ должен продемонстрировать мне, что вы понимаете этот раздел.
8. После первых 10 минут Вы пишите свои работы самостоятельно. Обратите внимание: случайное совпадение достаточно подробных ответов на вопрос у двух разных людей или их неожиданное значительное сходство крайне маловероятно, и мне это известно. Так что не стоит приносить с собой заготовленные ответы на маленьком лоскутке бумаги, или пользоваться ответом соседа.
9. Время на зачете неограниченно в разумных пределах. Обычно требуется 1-1,5 часа. Если вашей группе надо еще дополнительно 10 минут, то никто не будет вырывать из рук ваши работы. Но если кто-то захочет писать 3 часа вместо полутора, я буду против.
10. Сразу прошу: не писать карандашами и непонятными почерками, поверьте, я все это читаю. Пишите хоть печатными буквами. Возьмите замазку, если хочется!
11. Удачи!
КСЕ
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12009-05-27 15:48:22
Поделиться22009-05-27 15:48:45
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое система отсчета? Это совокупность координатных осей (и часов), используемая для описания положения и движения тел.
2. Опишите движение Солнца в СО Земли. В этой СО Солнце вращается вокруг Земли.
3. Сформулируйте принцип относительности. Никакой эксперимент не позволяет отличить состояние покоя от состояния равномерного прямолинейного движения. Это означает следующее. Рассмотрим две системы отсчета, движущиеся равномерно и прямолинейно друг относительно друга. Проведем два эксперимента. При этом, если начальные условия первого эксперимента в первой системе отсчета совпадают с начальными условиями второго эксперимента во второй системе отсчета, то результаты этих экспериментов в соответствующих СО также совпадут.
4. Позволяет ли принцип относительности выделить среди всех систем отсчета одну, обладающую какими-либо особенными свойствами? Нет, так как свойства любой системы отсчета идентичны свойствам других СО, движущихся равномерно и прямолинейно относительно данной.
5. Что такое инерциальная система отсчета? Это такая система отсчета, в которой справедливы законы физики в их наиболее простом виде. Например, а таких СО ускорение тела целиком определяется силами, действующими на него со стороны других тел (в неинерциальных системах отсчета проявляются дополнительные поправки – “силы инерции”).
6. Даны две инерциальные СО. Опишите их движение друг относительно друга. Они движутся равномерно и прямолинейно.
7. Чему равна скорость света в вакууме? 300000 км/сек
8. Что такое законы преобразования координат? Это правила, которые позволяют рассчитать координаты события в одной СО по данным значениям координат в другой СО.
9. Что такое преобразования Галилея? Это преобразования координат, применяемые в классической физике.
10. Что такое преобразования Лоренца? Это преобразования координат, применяемые в теории относительности. Они значительно отличаются от преобразований Галилея только при скоростях, сравнимых со скоростью света.
11. Перечислите известные Вам релятивистские эффекты. Леренцево сокращение, замедление времени, эквивалентность массы и энергии. (Можно также назвать и другие эффекты.)
12. Почему релятивистские эффекты не проявляются в привычных для человека явлениях? Релятивистские эффекты становятся заметными только при скоростях, сравнимых со скоростью света.
13. Что такое лоренцево сокращение? Это релятивистский эффект, состоящий в том, что длина любого объекта, измеренная в системе отсчета, в которой этот объект покоится, больше его длины, измеренной в системе отсчета, в которой этот объект движется.
14. Опишите релятивистский феномен замедления времени. Все периодические процессы (все часы) в системе отсчета, в которой они движутся, происходят медленнее, чем в системе отсчета, в которой они покоятся.
15. Из каких элементарных единиц построены все живые организмы (за исключением вирусов)? Из клеток.
16. В результате какого процесса возникают новые клетки? В результате деления других клеток.
17. Из каких элементарных частей (мономеров) состоят молекулы белков? Из аминокислот.
18. Сколько аминокислот встречаются в составе белков? 20.
19. Сколько аминокислот обычно входит в состав белка (какова характерная длина цепочки аминокислот)? Несколько сотен.
20. Какое вещество является химической основой наследственности у клеточных организмов? Дезоксирибонуклеиновая кислота.
21. Что такое ген? Участок ДНК, в котором закодирована информация о последовательности одного белка (или молекулы РНК, такой как рибосомальная РНК).
22. Что такое генетический код? Правила, по которым последовательность белков закодирована в последовательности нуклеиновых кислот.
23. Как устроен генетический код? Каждым трем нуклеотидам (триплету) соответствует своя аминокислота.
24. Объясните смысл выражения: "Генетический код универсален". Генетический код одинаков у всех живых организмов.
25. Из каких элементарных частей (мономеров) состоят молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК)? Из нуклеотидов.
26. Перечислите основания, встречающиеся в составе ДНК и РНК. В ДНК - аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г) и цитозин (Ц). В РНК – урацил (У) вместо тимина.
27. Дана последовательность одной цепочки ДНК (будет предложено что-то типа 5'-ACGGAT-3'). Напишите последовательность второй цепочки. В приведенном примере: 3'-TGCCTA-5'. (На зачете пример нарисую любой, важно не запомнить последовательность нуклеотидов, а понять правила, по которым можно восстановить вторую цепочку: аденин всегда соответствует тимину, а гуанин – цитозину, сами цепочки антипараллельны.)
28. Что такое транскрипция? Синтез РНК по матрице ДНК.
29. Что такое трансляция? Синтез белка по матрице РНК.
30. Что такое репликация? Удвоение ДНК, т.е. синтез ДНК по матрице ДНК.
31. Что такое РНК-полимераза? Фермент, осуществляющий транскрипцию.
32. Что такое ДНК-полимераза? Фермент, осуществляющий репликацию.
33. Что такое рибосома? Комплекс РНК с белками, осуществляющий трансляцию.
34. Что такое кодон (триплет)? Три соседних нуклеотида, кодирующие одну аминокислоту.
35. Являются ли все особи одного вида генетически идентичными? Нет, существуют генетические (наследуемые) признаки, по которым особи одного вида отличаются друг от друга.
36. Какой процесс является источником генетической изменчивости природных популяций? Мутационный процесс.
37. Что такое мутации? Изменения последовательности ДНК.
38. Что такое естественный отбор? Процесс, состоящий в том, что в популяции выживают наиболее приспособленные особи. Именно они имеют наибольшие шансы передать свои гены потомкам. В результате такого процесса полузные гены распространяются в популяции, вытесняя менее полезные или вредные (в данных условиях).
39. Какой процесс является источником наблюдаемого в настоящее время биоразнообразия? Эволюционный процесс: существующие виды живых организмов возникли в результате длительного процесса эволюции.
40. Что такое палеонтологическая летопись? Встречающаяся в геологических срезах последовательность сменяющих друг друга останков древних животных и растений.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
Относительность движения. Понятие системы отсчета. Принцип относительности.
Принцип относительности. Инерциальные и неинерциальные СО.
Постоянство скорости света.
Относительность одновременности.
Преобразования Галилея и Лоренца.
Релятивистские эффекты.
Клеточное строение живых организмов.
Строение и функции нуклеиновых кислот.
Строение и функции белков.
Генетический код.
Репликация
Транскрипция
Трансляция
Регуляция работы (экспрессии) генов
Происхождение жизни: теории “биохимической эволюции” и панспермии
Естественный отбор. Дарвиновский механизм эволюции
Адаптивная радиация
Доказательства теории эволюции: палеонтология
Доказательства теории эволюции: география
Доказательства теории эволюции: сравнительная анатомия
Доказательства теории эволюции: сравнительная эмбриология
Доказательства теории эволюции: сравнительная биохимия
Похожие темы
Летняя Сессия. | Расписание | 2009-06-19 |