Перечень вопросов для контрольных и самостоятельных работ и к экзамену по всему курсу.
1.	Назовите предмет, задачи и методы возрастной психологии
2.	История развития возрастной психологии как науки.
3.	Возрастная психология в XIX веке
4.	Возрастная психология XX века.
5.	Детство как социально-исторический феномен.
6.	Стратегии исследования психического развития.
7.	Основные методы психологии развития.
8.	Сущность психологического понятия возраста и возрастных психологических изменений.
9.	Проблема биологического и социального в развитии психики.
10.	Биогенетические теории развития.
11.	Представления о развитии психики в бихевиоризме.
12.	Эпигенетические теории развития.
13.	Когнитивные теории развития.
14.	Трактовка развития психики в психоанализе.
15.	Понятия роста и развития в возрастной психологии. Типы развития.
16.	Учение Ж.Пиаже о развитии интеллекта.
17.	Стадии интеллектуального развития (по Пиаже)
18.	Понятие зоны "ближайшего развития". Учение Л.С.Выготского.
19.	Детство в концепции Д.Б.Эльконина.
20.	Раскройте понятия "ведущая деятельности", "новообразования возраста", "социальная ситуация развития".
21.	Типы ведущей деятельности
22.	Роль обучения в развитии психики.
23.	Роль общения в психическом развитии ребенка (М.И.Лисина).
24.	Сравните основные стадии развития, выделяемые в разных теориях психологии.
25.	Проблема возрастной периодизации.
26.	Кризисы и стабильные периоды развития. Определение и отношения между понятиями.
27.	Особенности пренатального развития.
28.	Кризис новорожденности.
29.	Ведущий тип деятельности и новообразования в младенчестве.
30.	Моторное развитие в младенчестве.
31.	Развитие познавательной деятельности в младенческом возрасте.
32.	Развитие двигательной активности младенцев.
33.	Роль общения в младенческом возрасте.
34.	Психическое развитие в раннем детстве.
35.	Кризис трех лет.
36.	 Психическое развитие в дошкольном возрасте.
37.	Перечислите основные особенности развития мышления и речи в дошкольном возрасте.
38.	Развитие личностной сферы дошкольника.
39.	Дайте характеристику возрастных особенностей шестилетнего ребенка.
40.	Понятие "школьной зрелости" в разных теориях.
41.	 В чем связь обучения и умственного развития.
42.	Новообразования в развитии младшего школьника.
43.	Кризис семи лет.
44.	Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.
45.	Развитие познавательной сферы младшего школьника.
46.	Особенности общения и личностного развития младшего школьника.
47.	Развитие познавательной сферы подростка.
48.	Общение подростка.
49.	Новообразования подросткового возраста.
50.	Кризис подросткового возраста.
51.	Юношество. Новообразования и ведущая деятельность.
52.	Развитие личностной сферы в юношеском возрасте.
53.	Развитие познавательной сферы в юношеском возрасте.
54.	Психологические особенности зрелого возраста.
55.	Кризисы зрелого возраста.
56.	Психологические особенности позднего возраста.
57.	Развитие психических функций в онтогенезе.
58.	Интеллектуальный и визуальный реализм в детских рисунках.
59.	Методы и методики диагностики особенностей развития.
60.	Аномальное развитие. Критерии диагностики, особенности развития.
61.	Тестирование интеллекта.
62.	Особенности проведения психологической работы с детьми разного возраста.
63.	Консультирование и психотерапия для взрослых.
64.	Исследования развития восприятия.
65.	Исследования развития памяти
66.	Исследования развития мышления.
67.	Исследования креативности.
68.	Исследования индивидуальных особенностей и качеств личности.
Учебно-методическое обеспечение курса (литература).
1.	Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов.- 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001.
2.	Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте.М.: Просвещение, 1968, 464 с.
3.	Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
4.	Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1963.
5.	Выготский Л.С. (1983). История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т. Т. 3, с.145
6.	Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 500 с.
7.	Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114-123
8.	Выготский Л.С. (1984а). Детская психология. Ч.2.Вопросы детской (возрастной) психологии // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. – М: Педагогика. Т 4
9.	Выготский Л.С. (1984б). Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. – М: Педагогика. Т.4.
10.	Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления  // Вопросы психологии. 1966. №4.
11.	Гальперин П.Я. Психология: 4 лекции. М., 2000
12.	Дж. Баттерворт, М. Харрис. Принципы психологии развития  /  Пер. с англ. – М.: Когнито-Центр, 2000.– 350 с.
13.	Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско - юношеских конфликтов // Вопросы психологии. 1995. № 3.
14.	Карабанова О.Ю. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. -320 с.
15.	Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Сфера,, 2001.
16.	Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., Изд-во МГУ, 1972
17.	Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948, с 4-15
18.	Лисина М. И. О механизмах смены ведущих деятельностей у детей в первые семь лет жизни  // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976, с 5-8.
19.	Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965. 293 с.
20.	Психология развития и возрастная психология: Тесты: Учеб.пособие для студентов вузов / Е.В. Гурова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 174 с.
21.	Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития.- М.: Тривола, 1994.
22.	Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. 328 с.
23.	Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-21